О научной деятельности педагогов СЛ №165 » КГУ «Специализированный лицей №165» Управления образования города Алматы
Коммунальное государственное учреждение
"Специализированный лицей №165 "
Управления образования города Алматы
Қабылдау бөлімі :
+7(72) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72) 23-11-37
Версия
для слабовидящих
03
ноябрь
2019

О научной деятельности педагогов СЛ №165



Без стремления к научной работе
О научной деятельности педагогов СЛ №165учитель попадает во власть
трех педагогических демонов:
механичность, рутинность и банальность.
Ф.А.Дистерверг

Прошедший учебный год удивил нас изменением подходов к обучению учащихся. С чем это было связано? Какие причины были отказаться частично или полностью от уже наработанных и опробованных методик и технологий? Чтобы понять и принять новое нужно пройти через этап противоречий, которые, как известно, являются двигателями прогресса во всех областях науки, техники, социальных преобразований, исторических свершений etc.
Итак, мы столкнулись со следующими противоречиями в процессе обучения школьника:
- между новыми практическими задачами и наличием уровнем развития, сложившимися ранее способами мышления;
- между фронтальным характером работы учителя и индивидуальным характером усвоения знаний, умений, навыков каждым школьником;
- между новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем развития возможностей личности;
- между достигнутым уровнем развития личности и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных отношений, выполняемыми функциями.
Об этих и других возникших противоречиях мы уже не раз говорили на конференциях в различных научных работах.
В основе изменений лежит концепция, согласно которой приоритет отдается не общему количеству знаний, а функциональной грамотности, т.е. необходимости научить школьников применению полученных знаний на практике.
В большинстве развитых стран аналогичные процессы в системе образования начались в 80-ые годы прошлого столетия и к середине 90-ых годов обновление в целом завершилось. Результатом этого процесса стала вышедшая в 2001 году серия книг под девизом «Мыследеятельностная педагогика», в которой предлагалась разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Пожалуй, впервые был применен термин метапредмет. Признаем, что в первое время присутствовало недопонимание новой терминологии - метапредметное содержание многие путали с межпредметным. Тем ценнее стали научные работы коллег, представленные ими на традиционных ежегодных научных конференциях. Метапредмет «знак» неоднократно докладывался на конференциях мною и Марфугой Жукеновной Утетлеуовой, метапредмет «задача» исследует и применяет в работе Лада Ивановна Сарсенгалиева, научная работа на данную тему была ею представлена в 2016 году.
Как мы знаем, в основе метапредметов лежит не накопление знаний и память, а рефлексивное мышление – это предельный уровень мышления, которое, наряду со своим практическим осуществлением и получением соответствующих продуктов мыслительной работы (знаний, проектов, программ и т.д.), может еще и представлять это осуществление, и во время обнаруживать при этом ошибки и тупики, не боясь и не застревая в них, искать пути исправления и выхода из них. Таким образом, процесс обновления образования стартовал уже в начале этого столетия. Возникшая при этом технология критического мышления стала могучей ветвью от ствола мыследеятельностной педагогики, - самонаправляемым, самодисциплинируемым, самооценивающим и самоконтролирующим мышлением. Этой теме в лицее был посвящен научный семинар в 2015 году, на котором с докладами выступили Нургуль Капезовна Кожахметова, Галия Мрзановна Альжанова, Василий Васильевич Соколов, Ирина Витальевна Комова, Светлана Федоровна Вольхина, Марфуга Жукеновна Утетлеуова.
Обновление обучения школьников заключается в следующем:
1) Обновленные учебные программы
2) Критериальное оценивание
3) Пятидневная учебная неделя
4) Поэтапный переход на трехязычие
5) Сокращение домашнего задания
6) Правила сдачи итоговой аттестации.
Если говорить более детально, то давайте посмотрим, что для нас педагогов лицея новое, а что нет.
1. Новые программы – содержание программ не отменяли (математики – таблица умножения; физики – объективные законы и явления природы, аналогично можно сказать по всем предметам, да есть и новые темы, но к сожалению зачастую, как это в программе по химии, отсутствует логика изложения материала и программа освоения материала и без того сложная еще усложняется). Следовательно, наша задача готовить материал к уроку таким образом, чтобы это было доступно и понятно учащимся с учетом новых требований. В некоторых статьях говорят, что надо отказаться от предыдущих технологий и методик, но классика никогда не устаревает, также как музыка, литература, труды корифеев науки. Программу мы не сможем изменить, как говорит президент Н.А. Назарбаев «…назад дороги нет и мы должны работать как в НИШ, т.к. эта программа была опробована как в городских, так и сельских школах». Данная тема может стать предметом нашего дальнейшего исследования.
2. Критериальное оценивание - мы теперь привыкаем, да и дети привыкли к ФОРам и СОРам. Объективны ли эти нормы оценивания или нет, решать каждому учителю. Но если вернуться на несколько лет назад, то мы также оценивали лицеистов. Мы забыли разницу между оценкой и отметкой. Оценка - это обратная связь может быть тут же на уроке, но мы могли ставить оценку или нет. А вот отметка – это уже контрольная работа, к которой тщательно и ответственно готовятся как учащиеся, так и учитель. И мы выставляли итоговые четвертные отметки по трем, а иногда и по двум отметкам. Потом вышел указ, что за урок мы должны выставлять по 5 или 6 оценок и тут появились многочисленные тесты, то есть обратная связь понимания какой-либо темы, и мы перестали слушать монологическую речь учащегося, мы перестали слушать полный и краткие ответы учеников.
Исследовательская работа Тамары Завитбаевны Тогаувой «Диалогическое обучение на уроках казахского языка и литературы как фактор развития функциональной грамотности» является очень актуальной.
Что же сейчас оценка заменена ФОР-ом, а отметка СОР-ом и мы оцениваем работу в баллах. Таким образом, мы ушли от 10-бальной системы и это хорошо. Дети очень быстро к этому привыкают, но на практике зачастую мы тоже оценивали работу в баллах. Итоговые оценки за четверть мы выставляем по 2-ум или 3-и СОР-ам, все вернулось (диалектика).
Для составления проверочных работ мы конечно придерживаемся предложенных дискриптеров, но задания зачастую составляем сами.
3. Пятидневная рабочая неделя для учащихся -это внедрено давно в частных школах.
В связи с этим уплотняется программа предмета и здесь уместно говорить об интергированных уроках о согласованности программ по различным предметам как гуманитарного так и естественно-математического направления. В новой концепции об образовании интегрирование ставится во главу угла. Работаем мы над этим, несомненно, этому были посвящены уроки:
1. Гребенюк О.С., Панченко М.В. (самопознание – биология) «Влияние внешней среды и социума на качественные и количественные признаки , также формирование характера и наклонностей души» (работа опубликована)
2. Гребенюк О.С., Цхай И.Б. (самопознание - математика) «Золотое сечение – золотое правило красоты и гармонии» (работа опубликована)
3. Цхай И.Б., Куксенко Е.Л. (математика - химия) «Повторяем проценты в 6-ом классе» (работа опубликована)
4. Утетлеуова М.Ж., Куксенко Е.Л. (история, химия)_ «Индустриализация Казахстана 20-60 оды ХХ века»
5. Литвинчук Л.В., Кожахметова Н.К., Борисова Л.И. «Химические свойства кислот – 9-ой класс» урок прошел на трех языках.
6. Проводится лицейская интегрированная олимпиада по химии, биологии и географии в 7-ых классах.
Интегрированный урок требует большой и тщательной подготовки и вести его ,по моему мнению, должен один преподаватель. Когда на своем уроке я спрашиваю какие-либо вопросы из других предметов лицеисты затрудняются ответить, но это совсем не значит, что они не знают предмет будь-то физика, география или биология, а также предметы гуманитарного цикла. Следовательно, у учащихся отсутствует общая картина мира, картина окружающей нас действительности.
О стыковке программ мы говорили давно. Вот вам и еще одно поле деятельности. Это ли не поднимет статус учителя.
Особенности интегрированных заданий можно посмотреть в формате PISA. Дефицит умений по результатам тестирования
1) Неумение работать с определенной информацией.
2) Решая задачи, учащиеся некритически воспроизводят привычные стереотипные способы действий.
3) Работать с разными источниками информации – графики, таблицы, диаграммы и т.д. Мы провели в прошлом году такое тестирование по химии, физики, биологии, географии, но результаты мне неизвестны. Но что решая задачи читают плохо задачу – это факт.
4. Поэтапный переход на трехъязычие . Это очень сложный процесс, который должен проходить под девизом «не навреди» и прежде всего учащиеся должны научиться уже в лицее общаться на английском или казахском языках языке на бытовом уровне. Многие кто поступил в КИМЕП или Британский университет спокойно обучаются на английском языке. Но этому предшествует либо усиленные занятия с репетитором, высокая мотивация изучения языка, либо обучаются самостоятельно. В прошлом учебном году лицеист 11 класса занял призовое место на защите научных работ по линии ДАРЫН. Еще несколько лет назад ДАРЫН вообще не рассматривал подобные проекты и мы отправляли работы лицеистов в ТУРАН-университет. Следовательно, опыт
Жансаи Жанатовны Тауосаровой имеет место быть и молодым учителям, которые влились в нашу семью и карты в руки.
Сокращение дом задания и аттестации я касаться не буду – это прерогатива каждого учителя и администрации лицея согласно установленным правилам..
Вернусь к понятию функциональная грамотность. Термин был введен в 1957 году ЮНЕСКО. В литературе просто поток информации на эту тему, однако можно поставить знак равенства между компетентностью и функциональной грамотностью, чему посвящена работа Ирины Витальевны Комовой «Компетенция педагога через призму современного образования».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношении с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличии от элементарной грамотности как способности читать, писать, понимать, составлять тексты и т.д.
Общие ориентиры развития Ф.Г определены в государственной программе развития образования РК на 2011-2020 гг, одной из целей которой является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Национальный план создания условий для развития функциональной грамотности школьников РК заключается в следующем:
1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности
2. Определение механизмов реализации мер по развитию функциональной грамотности.
3.Обеспечение модернизации содержания образования стандартов
учебных планов и программ.
4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного
процесса.
5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
6. Укрепление материально-технической базы школ и организаций дополнительного образования.
Формы функциональной грамотности:
- компьютерная грамотность;
- информационная грамотность;
- коммуникативная грамотность;
- общественно-политическая грамотность;
- грамотность при овладении иностранными языками;
- грамотность поведения при ЧС;
- бытовая грамотность;
- общая грамотность.
Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности школьников:
1) Содержание образования (стандарты и учебные программы).
2) Формы и методы обучения.
3) Система диагностики и оценки учебных достижений учащихся.
4) Модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебных планов)
5) Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами.
5) Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Компоненты функциональной грамотности:

- ЗНАНИЕ
- УМЕНИЕ
- ГОТОВНОСТЬ

Признаки функциональной грамотности:
Это самостоятельный человек, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.
Воспитание функциональной грамотности, компетенции лицеистов прежде всего лежит на наших плечах: ведь учитель это не только носитель знаний и умений, но и воспитатель (внешний вид, этика поведения, грамотности, чистота речи и др), психолог, артист. Мы работаем с подростками в их очень сложный период – переходный возраст, где эмоции ребенка слабо поддаются анализу и самоанализу, эмоции выплескиваются в самых необычных формах и ситуациях и т.д. Необходимо возобновить работу психолого-педагогических консилиумов. Иногда хорошо успевающий ученик начинает плохо учиться, из-за проблем в семье, проблем в классе с ребятами и т.д. Разрешение этих и других проблем мы должны решать в тандеме учитель-воспитатель-родитель. Этому и посвящена работа Эльзы Петровны Цай «Взаимодействие классные руководители – родители – учителя в условиях обновленного содержания образования».
Уважаемые коллеги, мы все закончили различные курсы повышения квалификации по обновленным программам, нами наработан большой научно-практический материал по своему предмету и поэтому через призму современных предложенных технологий можно выработать оптимальный путь обучения. Мы каждый год проводим научно-практическую конференцию и обмениваемся опытом – представляем свои сообщения в виде докладов или предлагаю ввести стендовые доклады, это практикуется на научных конференциях, где могут быть показаны отдельные разработки уроков.
Научно-исследовательские работы педагогов нашего лицея должны, по моему мнению, сопровождаться научными проектами лицеистов по теме педагога или по другим интересующим вопросам ученика. Главная цель научно-исследовательской работы ученика – его самореализация на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в трех направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой:
- инициатива и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы со специалистами;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.
Академик Михаил Остроградский писал «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный учитель является важнейшей фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, эта попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.

Ретроспектива научных работ с 2016 по 2018
учебные годы

2015-2016 учебный год
1. Развитие критического мышления лицеистов с использованием методов педагогического сотрудничества. Нам Э.М.
2.Межпредметная интеграция – основа развития познавательной деятельности лицеистов. Цхай И.Б.
. 3.Пути интеграции предмета самопознания с предметами естественно-математического направления. Гребенюк О.С.
4.Формы записи конспектов по гуманитарным дисциплинам с использованием визуального компонента. Утетлеуова М.Ж.

2016-2017 учебный год
1. Метапредметная деятельность учащихся в решении математических задач.
Сагингалиева Л.И.
2. Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время.
Альжанова Г.М.
3. Учет возрастных особенностей лицеистов в учебном процессе.
Жакупбекова Г.Н.
4. Применение ИКТ в учебном процессе на уроках истории.
Калилаева Г.М.
5. Психолого-педагогические основы применения ИКТ в обучении казахскому языку.
Сагындыкова Б.Т. 2017-2018 учебный год
1. Взаимодействие ОКР-родители-учителя лицея в условиях обновленного содержания образования. Цай Э.П.
2. Компетенция педагога через призму обучения одаренных детей.
Комова И.В.
3. Диалогическое обучение на уроках казахского языка и литературы
как фактор развития функциональной грамотности.
Тогауова Т.З.


Е.Л. Куксенко, кандидат химических наук, учитель химии.